Музыка Альп

В старину среди пастухов в Альпах было принято перекликаться друг с другом особым способом: голосом подавался сигнал, состоящий из чередующихся низких и высоких звуков, голосовой «перелив». Эта манера положила начало особому способу пения – йодлю. Йодль является народным швейцарским и тирольским искусством, распространен среди горских народов Австрии, Баварии, Швейцарии. Он имеет свои отличительные особенности, делающие его легко узнаваемым. Этот прием используется в вокальной музыке разных народов. Так, среди арабских, персидских и азербайджанских певцов она известна как тахрир. В Грузии этот метод называют криманчули. Йодль можно встретить и в народной американской музыке кантри. А в Африке, у местного племени пигмеев существует хоровое сложное пение, в котором используется похожая вокальная техника. Часто йодль становится припевом к народной песне, так как исполняется он без слов. Основа исполнения йодля лежит в чередовании регистров голоса. Известно, что у человека их два – головной и грудной. В грудном регистре воспроизводятся звуки, имеющие относительно низкие частоты, характерные для тембра голоса данного человека, в головном – более высокие. Свободно владеть переходом между этими регистрами может только хорошо натренированный певец, полностью контролирующий свой голос. Так как переходы между регистрами совершаются с большой частотой и резкостью, за короткий промежуток времени, это делает этот тип пения одним из самых сложных в вокальном искусстве. Особенно заметен это переход у неопытных исполнителей, не в полной мере владеющих своим голосом. Самым частым в йодле бывает повторяющийся переход между двумя нотами. Исполнение происходит с помощью только гласных звуков, рефреном, в нижнем регистре пропеваются буквы «а» и «о», в высоком – «е» и «и».